Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственного управления системой образования РФ
В настоящее время основным федеральным законом, регулирующим образование, является от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону, образование - единственный осмысленный процесс образования и обучения, являющийся социально значимыми товарами и осуществляемый в интересах людей, семей, общества и государства, а также набор приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и способностей определенного размера и сложности с целью интеллектуального, духовного и морального, творческого, физического и / или профессионального развития личности, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов.
Государственная образовательная политика определяет программу развития образования. Правительство Российской Федерации обеспечивает единую образовательную политику в Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что развитие образования для России является приоритетом. Обучение проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права .
Конституция Российской Федерации устанавливает право граждан на бесплатное дошкольное образование, основное. В общем, базовое общее правило применяется к среднему (полному) общему образованию и базовому профессиональному образованию.
Таким образом, вопросы образования занимают важное место в сфере государственной политики.
Согласно ст. 10 закона об образовании система образования включает в себя различные субъекты – государственные и частные организации, федеральные органы, объединения и др. (рис. 8)
Рис. 1. Состав системы образования
В России образование включает общее, профессиональное, дополнительное, профессиональное обучение, непрерывное.
Согласно пункту 3 данной статьи общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
Общее образование включает следующие уровни:
Рис. 2. Уровни общего образования
Приведем уровни профессионального образования:
Рис. 3. Уровни профессионального образования
В состав дополнительного образования входят различные подвиды дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Реформа российской системы образования введена была в действие законом «Об образовании», который принят в 1992 г.
В этот период появляется возможность экспериментировать и вводить новые формы обучения, оценивать их эффективность. Экономические и политические преобразования, начавшиеся в России в конце XX века, коснулись и системы образования. Стала повышаться самостоятельность регионов, что привело к передаче значительной части полномочий по управлению образованием на местный уровень. В регионах стали появляться собственные образовательные структуры, законодательство и программы развития. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации образовано в 2018 году в результате разделения Министерства образования и науки Российской Федерации на два ведомства и передачи новому министерству полномочий ФАНО России.
Глава 2. Теоретические основы управления общеобразовательным учреждением
2.1. Управление современной школой как предмет научных исследований
Фактически управление школой – это управление в условиях дефицита ресурсов. Данный дефицит появляется в недостаточном финансировании школ, в их информационной изолированности, а также в слабом притоке новых педагогических кадров. Что такое управление? Это, прежде всего, деятельность, которая направлена на разработку управленческих решений, которые базируются на основных управленческих функциях: планирование, организация, мотивация и контроль. Руководитель должен уметь регулировать объект управления в соответствии с заданной целью, и на основе анализа достоверной информации подводить итоги своей деятельности .
Социальные системы могут также быть объектами управления. Образование, являясь разновидностью социальных систем, функционирует в масштабе страны, региона, города, района. Историческая справка показывает, что развитие системы образования населения и представлений о том, что оно возможно, произошло в Росси уже в конце XIX века. Управленческая педагогическая практика конца XIX и начала XX веков демонстрирует нам, что успех ее во многом определялся уже в то время следующими парадигмами:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Управление повышением квалификации учителя истории // Сибирский учитель. 2018. № 1 (116). С. 92-98.
2. Г.М. Шамарова. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Синергия, 2018. – 320 с.
3. Джиоева А.Р., Дзестелова Д.Б. Основные подходы в управлении деятельностью педагогов общеобразовательной школы // Дневник науки. 2022. № 6 (66).
4. Джуринский, П.А. История педагогики и образования. – М.: Юрайт-Издат, 2018. – 688 с.
5. Елистратова К.А., Панасюк В.П. Образовательный процесс в школе: кросс-многомерная реальность / Санкт-Петербург, 2021.
6. Заведенский К.Е., Рабинович П.Д. Проектные и цифровые технологии в школе: мотивация, познание, компетенции // Информатика и образование. 2020. № 7 (316). С. 6-16.
7. Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы / Кузнецов В.М., Соловьева Т.В., Трошков С.Н. // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 4 (41). С. 5-17.
8. Научное обоснование инновационного подхода к управлению здоровьем обучающихся общеобразовательных организаций различного типа / Сетко А.Г., Жданова О.М., Тюрин А.В. // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 13-17.
9. Никифорова Е.А., Жигун Л.А. Организационно-управленческий механизм профессиональной ориентации на ранних стадиях жизни и обучения человека // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 2 (38). С. 74-80.
10. Развитие компетенций проектного управления руководителей общеобразовательных организаций / Абрамовских Т.А., Коптелов А.В., Ларюшкин С.А., Машуков А.В. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47). С. 110-126.
11. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением в области физической культуры и спорта / Башмаков А.А., Карпенко В.В., Михайличенко Н.А. // В сборнике: интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и возможности. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2022. С. 17-21.
12. Студеникина М.Е., Сырбу А. Инновационная деятельность в образовании // В сборнике: Сборник методических рекомендаций по вопросам теоретических и практических разработок в области прикладных общественно-гуманитарных и естественных наук. Материалы по итогам I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 17-22.
13. Технологизация управления индивидуализацией образовательной деятельности в общеобразовательной организации / Коптелов А.В., Маслакова В.Н., Яшина Н.А. // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 17.
14. Туберозова М.В. Правовая культура как основа развития безопасной образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 1. С. 51-54.
15. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению инновационной деятельностью / Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А. // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 1859-1868.